Методические рекомендации по формированию творческого пересказа у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи III уровня


Методические рекомендации по формированию творческого пересказа у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Хорошо продуманное, педагогически тонкое руководство творческим пересказом ребенка способствует формированию личности, его умственному, речевому развитию. Воспитываются положительные качества, как проявление заботливости, внимания, вежливости. Умение рассказывать помогает ребенку преодолевать молчаливость, застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Способствует эстетическому развитию, вызывая в них интерес к произведениям искусства, окружающему их в жизни.
Обучение творческому пересказу осуществляется по следующим этапам:
1. Подготовительный.
Цель – подобрать тексты для пересказа, замотивировать детей к обучению.
2. Основной.
Цель – подобрать комплекс упражнений для развития лексико-грамматического строя речи.
3. Заключительный.
Цель – разработать конкурс на лучший творческий пересказ.
Рассмотрим тексты и задания, которые можно использовать на подготовительном этапе.
1. Пересказ рассказа с творческим дополнением  «В живом уголке».
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки… А теперь продолжи рассказ.
2. Пересказ рассказа с включением дополнительных элементов «Заяц и морковка».
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку. А теперь дополни рассказ и расскажи историю про зайца и морковку.
3. Пересказ от лица одного из героев  «Одни дома».
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала. Теперь представь себя на месте Кати, что ты будешь делать? А если ты окажешься на месте Вовы?
4. Пересказ рассказа «На льдине».
Наступила весна. На реке пошёл лёд. На берегу было много народу. Все смотрели, как идёт лёд. Вдруг все увидали на одной льдине собаку. Она жалобно выла... Как можно продолжить рассказ?
5. Пересказ с изменением лица рассказчика «Про Мишку».
Был поздний зимний вечер! В домах стали темнеть окна, люди ложились отдыхать… И только в одном окошке, на подоконнике которого сидел большой плюшевый Мишка, никак не мог погаснуть огонёк. Это была спальня девчушки Алёнки. Алёнка не спала, а лежала и тихо всхлипывала, уткнувшись носом в подушку.
- Ох, ох, ох! – вдруг нарушил тишину чей – то вздох. Алёнка оглянулась, но ничего не увидела необычного. Только большая луна ярко освещала Мишкин силуэт на подоконнике. А теперь расскажи этот рассказ, представив себя Аленкой. Как бы ты отреагировал на чей-то вздох? Ты бы испугался? Или нет?

Рассмотрим упражнения, которые можно использовать на втором этапе.
Упражнения для развития лексико-грамматического строя речи
1. Работа по картинкам. Закончи предложения, изменяя слово «вода». Мальчик загорает у… (воды). Чайка летает над …(водой). Собака выбегает из …(воды). Рыба плавает под …(водой). Катер плывет по…(воде). Девочка купается в …(воде). Рыбак стоит около…(воды). Надувной круг на …(воде). Вариант: предлагать предложения без предлогов, чтобы ребенок мог вместе со словом подобрать и предлог.
2. Работа по картинкам. Подбери предлог к картинке и измени слово (слово дается в именительном падеже).
Маша достала тетрадь…(портфель). Кошка сидит …(стол). Машина стоит …(гараж). Муравей ползет …(земля). Цветок растет …(горшок). Скворечник висит …(дерево).
3. Работа по картинкам. Назови предметы в единственном и множественном числе. (Платье – платья, гнездо – гнезда, дерево - деревья, цветок – цветы, ведро – ведра, кресло – кресла, зеркало – зеркала и др.). При этом обратить внимание детей на слова, которые не имеют формы множественного числа (не изменяются) – пальто, кофе, эскимо, фортепиано, кенгуру или формы единственного числа – колготки, санки и др.
4. Работа по картинкам. Согласуй слово с другим словом, которое обозначает количество (один орех, два ореха, пять орехов; один помидор, два помидора, семь помидоров и др.)
5. Работа по картинкам. «Скажи одним словом». Образовать из двух слов одно (рыжие волосы – рыжеволосый, возить воду – водовоз, длинный нос – длинноносый, длинная шерсть – длинношерстный, плавать в воде – водоплавающий, сам летает – самолет, колет лед – ледокол и пр.)
На заключительном этапе можно организовать конкурс на лучший пересказ с творческим дополнением. Для этого педагог читает детям отрывок из рассказа Н. Н. Носова «Фантазеры».
«Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. Потом стали рыбу ловить. Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. Целый день мы на реке проболтались. К вечеру вернулись домой. Голодные!» ... А теперь придумай продолжение текста.
Творческий пересказ оценивается за самостоятельность, интересное содержание, логичное изложение, правильность грамматических конструкций. Итоги можно подвести вместе с учениками, вместе оценивая каждого выступающего.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Дидактическая игра: Лото профессии

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста