Содержание грамматической работы с детьми старшего дошкольного возраста при ОНР
Содержание грамматической работы с детьми старшего
дошкольного возраста при ОНР.
Задачи грамматической работы с детьми с ОНР в детском саду
Грамматический строй детской речи формируется стихийно как
побочный продукт речевой деятельности, опосредствованной общением. Играя с
куклами, наблюдая явления природы, действуя с предметами, ребенок практически
осваивает отношения, лежащие в основе грамматики: причинные, пространственные,
временные, атрибутивные, субъект-объектные и др. В случае затруднений, сбоев в
общении, грамматических ошибок внимание ребенка и взрослого на короткий миг
привлекается в языковой форме и её смыслу, а затем снова смещается на реальные
предметы и жизненные взаимоотношения.
Перед современным педагогом стоит цель создать условия для
полноценного формирования грамматического компонента языковой способности,
механизма грамматического структурирования высказывания в процессе
речепорождения в единстве его мотивационной, исполнительской, ориентировочной и
контролирующей составляющих. Достижение этой цели опирается на естественную
потребность ребенка в общении, познании окружающего мира и выражении
собственных чувств, побуждений, мыслей в словесной форме
Задачи собственно
грамматической работы включают:
1.
обогащение речи
дошкольника грамматическими средствами (морфологическими,
словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировочной
деятельности в окружающем мире и звучащей речи;
2.
расширение сферы
использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог,
монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное,
личностное);
3.
развитие у ребенка
лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи
на основе языковых игр.
Методика проведения игр и упражнений с
грамматическим содержанием
В процессе занятий, дидактических игр и упражнений с
грамматическим содержанием дошкольников обучают тем навыкам, которые обычно
трудно усваиваются в условиях повседневного общения: согласованию прилагательных
и местоимений с существительными (особенно среднего рода и неизменяемыми) в
роде; образованию трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм
существительных родительного падежа множественного числа и др. Однако не все
трудные грамматические формы и категории подлежат усвоению на занятиях. Для
занятий языковой материал отбирается таким образом, чтобы дать ребенку широкую
и по возможности полную ориентировку в типичных способах словоизменения и
словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его
грамматическому строю, помочь детям на практике овладеть правилами
согласования, управления и примыкания слов в предложении. Очень важно также,
чтобы дошкольники усвоили традиционные грамматические формы, и, прежде всего
для воспитания критического отношения к своей и чужой речи, желания говорить
правильно.
Логопед должен дифференцированно подходить к детским
грамматическим ошибкам, различая, где ребенок допустил небрежность, был
невнимателен, а где проявил сознательное отношение, но ошибся в силу
ограниченности своих познаний и умений. В последнем случае от педагога
требуется большой такт. Нельзя допустить, чтобы вместе с ошибкой исчез и
интерес к слову.
На первых этапах речевого развития перед ребенком, прежде
всего, ставят задачу понимать смысл сказанного (например, ориентируясь на
окончание существительного, различать, где один предмет, а где много).
Следующая задача - использовать то или иное грамматическое средство в
собственной речи, говорить так, как говорят другие. Более сложно -
самостоятельно образовывать форму нового слова по аналогии со знакомыми,
например, форму фишками (играю
фишками), хотя взрослый
впервые употребил это слово в именительном падеже единственного числа - фишка. И совсем иная, еще более трудная
задача - оценить грамматическую правильность речи, определить, можно или нельзя
так сказать. Многие особенности речи можно выявить лишь при специальном
исследовании.
Достаточно сложно также регулировать речевую активность
детей: один ребенок еще не понял вопроса, а другой уже ответил на него с места.
Помогает справиться с этой проблемой индивидуальная и групповая работа. Собирая
детей небольшими подгруппами, организуя игры с раздаточным материалом, педагог
лучше узнает возможности своих воспитанников, сумеет вовлечь в деятельность
малоактивных и застенчивых ребятишек. Это особенно важно при выполнении заданий
на самостоятельное образование новых слов и их форм. В таких упражнениях
ребенок накапливает опыт творческого использования своих умений, что совершенно
необходимо для полноценного овладения грамматическим строем языка. Игры и
упражнения с небольшими подгруппами в решении этой задачи незаменимы.
Индивидуальная и групповая работа с детьми, как правило,
организуется на том же самом программном содержании, что и обязательные
коллективные занятия, и имеет целью закрепление пройденного с учетом
индивидуальных особенностей. Уже с детьми среднего возраста в индивидуальной
работе полезно использовать прием записи детских рассказов. Хорошо, если в
группе будет специальный альбом для рассказов, которые дети учились сочинять на
занятии. Как правило, ребенок охотно откликается на предложение записать
рассказ в альбом, чтобы его потом могли прочитать мама, папа, бабушка. Для
такой работы удобны вечерние часы, когда в группе особенно спокойная и домашняя
обстановка. В подготовительной группе (и в конце года в старшей) во время
занятий или при индивидуальных записях педагог точно фиксирует все рассказы,
зачитывает написанное вслух и побуждает детей самих исправлять ошибки и
неточности, делать необходимые дополнения.
Синтаксическая сторона речи совершенствует,
прежде всего, в процессе обучения рассказыванию. Рассматривая произведения
живописи, участвуя в беседе о прочитанном, ребенок общается со взрослым,
отвечает на разнообразные вопросы, побуждающие использовать разные части речи,
различные конструкции предложений. Особенно важны так называемые проблемные
вопросы (почему? зачем? как?), побуждающие устанавливать
причинно-следственные, временные и другие существенные связи и зависимости и
использовать для их обозначения в речи сложноподчиненные предложения. Полезно,
кроме того, использовать специальные упражнения на распространение и дополнение
предложений. Эти упражнения проводят в подготовительной группе.
Развитие морфологической стороны речи детей
сопряжено с рядом трудностей, связанных с особенностями русского языка. Прежде
всего, в русском языке очень сложна система окончаний существительных, не
фиксировано место ударения в словах, чрезвычайно большое многообразие чередований
гласных и согласных звуков в основах глаголов. Кроме того, дошкольники
затрудняются с усвоением родовой принадлежности существительных, пониманием и
использованием пространственных предлогов и наречий.
Для занятий по развитию речи разработаны специальные
дидактические игры и упражнения, предназначенные для того, чтобы учить детей
правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимых
для повседневного общения, для усвоения учебного материала разделов программы.
Это хорошо знакомые воспитателю игры: «Чего не стало?», «Чего не хватает Мише
для прогулки?» (на образование форм родительского падежа множественного числа
существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение
родовой принадлежности существительных); «Поручения», «Зайка, сделай», «Мишка,
ляг», «Вы хотите? Мы хотим» (на спряжение глаголов); «Прятки», «Что
изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др. Все эти игры
проводят в детском саду, начиная со второй младшей группы. Однако языковой
материал игр меняется в зависимости от возраста детей.
При отборе материала для игр и упражнений важно
организовать его таким образом, чтобы дети не просто заимствовали ту или иную
грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения.
Учить детей самостоятельно образовывать трудные формы слов
можно и с помощью упражнений на подбор рифмы. Например, игра «Сочиняем
рифмовки» для детей шестого года жизни. В ходе этого упражнения, сочиняя рифмы
и, казалось бы, просто играя словами, дети и не замечают, как легко и просто и
запоминаются трудные формы слов, которые к тому же они образовывают
самостоятельно.
В подобных играх и упражнениях ребенок приобретает
грамматические знания и умения как бы помимо сознания. Вместе с тем уже
пятилетние дети способны осознавать отдельные конкретные грамматические правила
и нормы разговорной речи.
Не менее важная для развития грамматического строя речи и
для подготовки детей к сознательному освоению школьного курса грамматики работа
по ознакомлению детей со способами словообразования. В русском языке подавляющее
большинство слов мотивированные, т.е. образованы от других (бумага - бумажный,
поле - полевой и др.). Чтобы овладеть лексическим богатством языка, ребенок
должен научиться не только правильно соотносить мотивированные наименования с
реальными предметами, но и глубоко понимать смысл, заложенный в словах. А это
невозможно без понимания того, как они образуются, без умения вскрывать связи и
отношения между мотивированными наименованиями и обозначаемыми ими предметами.
Для занятий в детском саду отбирается небольшое количество
типичных для русского языка способов словообразования (названия детенышей
животных, предметов посуды, профессий), на примере конкретных детей учат
ориентироваться в существенных для названия предметных и формально -
семантических отношениях, воспитывают интерес к слову, стремление говорить
выразительно, точно, правильно.
Все игры проводятся с использованием игрушек, реальных
предметов и их изображений. На первых порах учат выделять в предметах
существенные для называния отношения, подмечать, что эти отношения отражаются в
звуковой оболочке слов.
Детей старшего дошкольного возраста обучают способам
образования названий людей по профессиям, характерным особенностям внешнего
вида и склонностям. Эти названия образуются от почти всех частей речи при
помощи суффиксов, приставок и других средств. Научить детей всем способам
нереально, да и не нужно. Важно воспитать умение анализировать такие слова,
понимать их, устанавливать существенные для названия связи и отношения, а также
чуткость, интерес к слову, стремление говорить правильно. Обучение
словообразованию на данном возрастном этапе также осуществляется с помощью
специальных речевых игр и упражнений.
Примером таких игр могут служить игры - загадки о людях
разных профессий, в которых используется прием ролевого моделирования. В
процессе разгадывания педагог подводит детей к пониманию разницы между обычными
(повседневными) действиями, которыми владеют все или многие люди, и профессиональными.
Наряду с играми и упражнениями, в которых дети осваивают
лексическое богатство языка, в старших (в конце года) и в подготовительных
группах следует предусматривать специальные задания творческого характера:
придумать имя игрушечному щенку (и тогда, между прочим, будет уместна кличка Спуня), сказочному персонажу,
название волшебного города и др. Подобные задания в максимальной степени
открывают свободу детскому речевому творчеству, способствуют воспитанию такого
важнейшего качества речи, как произвольность.
Опираясь на приобретенные словообразовательные навыки, в
подготовительной группе нужно постепенно формировать у детей умение подбирать
однокоренные слова, которые пригодятся им не только в устной речи, но и при
обучении грамоте. К приемам, которые может использовать воспитатель, в первую
очередь следует отнести задания образовать слова от заданного.
Кроме вопросов - подсказок (Каким еще словом можно назвать
снежную бабу? Как называют цветы, первыми расцветающими прямо на снегу? Как
сказать о горке, сделанной из снега? Какая она? и др.) можно порекомендовать
вопросы, требующие анализа, рассуждения. Например:Слово зима родственное
слову снег? Ведь зимой много снега. Объясните, почему?
Упражнения в словообразовании опираются на достигнутый
высокий уровень речевого развития детей, позволяют им осознать те формальные и
смысловые связи слов, которые уже были интуитивно обобщены в процессе
речетворчества. Это положительно отражается на качестве речи - она становится
осознанной, произвольной. Вместе с тем дети приобретают и опыт сознательного
анализа языкового материала, что является важной предпосылкой для успешного
обучения в школе.
Методика проведения занятий с лексическим содержанием
Реализация программы по словарной работе осуществляется
через систему соответствующих знаний. Эта система складывается из занятий трех
разновидностей: занятий, в которых словарная работа осуществляется в процессе
ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей
действительности (экскурсия, демонстрация предметов и т.п.), занятий, где
словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и
явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями), и занятий,
решающих задачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий.
Во всех этих видах занятий развитие словаря осуществляется
в тесной связи с развитием познавательной деятельности. Отсюда вытекают общие
требования к организации и методике проведения занятий.
1.
Единство развития
словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления,
мышления).
2.
Целенаправленная
организация речевой и познавательной активности детей в процессе занятия.
3.
Наличие наглядности
как основы для организации речевой и
познавательной активности.
познавательной активности.
4.
Единство реализации
всех задач словарной работы на каждом занятии.
В среднем и старшем дошкольном возрасте в соответствии с
программой специальные занятия по первичному ознакомлению с предметами, как
правило, не проводятся. Слова, обозначающие новые предметы, легко осваиваются в
процессе той деятельности, где дети сталкиваются с ними.
Так как дальнейшее развитие словаря связано с углублением
знаний об особенностях предметов, то и в систему занятий по словарной работе
включаются соответствующие знания. Разновидностями их являются так называемые
занятия осмотры предметов, основной целью которых является вычленение частей,
деталей и назначения предметов, а также занятия по ознакомлению с их качествами
и свойствами.
В основу методики занятий-осмотров положена организация
активных действий детей, направленных на вычленение частей у предмета, их
назначения и использования.
Эта активная познавательная деятельность позволяет сделать
знания о предмете значимыми для ребенка и обеспечивает точное соотношение слова
к части предмета, к его детали.
По мере развития дошкольников занятия такого рода
усложняются за счет сокращения двигательной активности и усиления опоры на
зрительный анализатор, что дает возможность увеличивать число участников
занятия до целой группы.
Другой разновидностью занятий, развивающих словарь детей,
являются занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов.
При проведении таких занятий следует учитывать ряд положений.
1.
Словарная работа на
занятиях опирается на вычленение качеств и свойств предметов, поэтому
воспитатель должен уметь организовать их тщательное сенсорное обследование.
Способы обследования формируются у детей в процессе обучения на этих же
занятиях.
2.
Формирование способов
обследования требует точных указаний воспитателя к использованию
обследовательского действия, адекватного вычленяемому качеству ( например, надави - для выделения твердости, погладь - для выделения гладкости,
шероховатости поверхности, сомни- для выделения мягкости и т.п.)
3.
Наглядный материал
представляется для активных обследовательских действий каждому ребенку, чтобы
обеспечить освоение слов, обозначающих качества и свойства предметов, на основе
их выделения и восприятия.
4.
Вычленение каждого
качества и свойства, отделение его от сопутствующих наиболее эффективно
достигается сравнением его с противоположным. Например, такое качество, как
твердый, делается с сопоставлением с мягким, тяжелый - с легким, прозрачный - с
непрозрачным и т.п. Это позволяет наиболее точно отделить твердость как
качество от сопутствующих температурных ощущений, ощущений гладкости или
шероховатости поверхности воспринимаемого предмета и т.д.
5.
Чтобы качества и
свойства предметов осознавались детьми и осваивались, необходимо сделать из
значимыми, т.е. включить в результативную, содержательную деятельность, успех
которой зависит от учета данного качества, это требует от ребенка вычленения
искомого качества или свойства и учета его для достижения результатов.
6.
Успех решения задач
словарной работы на занятиях такого рода зависит и от подбора наглядного
материала. Важно подобрать для занятия такие предметы, в которых вычленяемые
качества были бы ярко представлены, а отвлекающих качеств (яркая раскраска,
наличие двигающихся частей, игровая занимательность и т.п.) было бы как можно
меньше.
Занятия такого рода имеют определенную структуру, которая
диктуется логикой познания ребенка-дошкольника.
Первая часть этого занятия обычно посвящается вычленению
качества предмета в ситуации той или иной деятельности. Целью второй части
является обучение детей обследовательским действиям, вычленению нужного
качества каждым ребенком. На этой основе вводится новое слово, обозначающее
данное качество. В третьей части занятия организуются упражнения детей в
выделении качества в разнообразных предметах и в использовании новых слов.
Знания и навыки, полученные дошкольниками, закрепляются на
последующих занятиях и в повседневной жизни.
Усложнение занятий этого вида идет по линии увеличения
набора выделения качеств и свойств. Наиболее разнообразный набор имеет место
при ознакомлении детей с различными материалами. Методические требования к
занятиям такого содержания остаются теми же самыми, но сложность их состоит в
том, что качества рассматриваются как признаки или иных свойств.
Например, познакомить с качествами и свойствами различных
видов бумаги. Закрепить способы обследования и соответствующий словарь. Учить
детей ориентироваться на различные качества как на признаки свойств предметов и
материалов и учитывать их при отборе для деятельности.
В начале занятия дети получили задания подклеить книги (по
две книги каждый) и для этого отобрать нужную бумагу из набора бумажных полос
разных сортов, данных каждому ребенку (розовая гофрированная, голубая
салфеточная, серая оберточная и белая плотная). Большинство детей
ориентировались на цвет или размер бумажной полосы и не учитывали ее
размокаемость, поэтому подклеить книги им не удалось. Неудача одних и удача
других послужили отправным пунктом для анализа разных сортов бумаги.
Завершающими в системе занятий, посвященных формированию
словаря детей на основе углубления знаний о предметах, их качествах и
свойствах, являются знания по сравнению предметов.
Так как они опираются на сформированные умения видеть части
детали, выделять качества и свойства предметов, то проводятся главным образом в
старшей и подготовительной в школе группах.
Целью таких занятий в плане решения задач словарной работы
является формирование умения наиболее точно подбирать слова для характеристики
выделяемых особенностей предметов. Успех занятий, их эффективность зависят от
ряда условий:
1.
подбора предметов для
сравнения, они должны иметь достаточное количество сравниваемых признаков: как
признаков различия, так и общности (цвет, форма, величина, части, детали,
назначение, материал и т.п.);
2.
плановости сравнения.
Воспитатель направляет, последовательно ведет детей от сравнения предметов в
целом (по назначению, цвету, форме, величине) к вычленению и сравнению частей,
деталей, сначала в плане различия, а затем сходства. Заканчивается сравнение
обобщением, где выделяются отличительные признаки каждого предмета;
3.
отбора приемов
обучения, Основными приемами обучения на таких занятиях являются вопросы и
указания воспитателя, помогающие детям:
а) последовательно строить сравнение;
б) увидеть те особенности, которые дети сами не замечают;
в) наиболее точно сформулировать ответ и
подобрать нужное слово
Комментарии
Отправить комментарий